15:23 Влияние мировых мегатрендов на нефтехимическую отрасль России до 2030 г. |
-->
На конференции «Нефтехимия России и СНГ», состоявшейся в начале апреля в Москве, руководители нефтехимических компаний обозначили перспективы развития отрасли: в первую очередь, это с расширение производства продуктов базовой нефтехимии и создание задела для развития линейки спецхимии.
Как считает Дмитрий Мордовенко, руководитель PwC Strategy& в России, представивший на конференции результаты уникального для России исследования перспектив развития нефтехимической отрасли, российская нефтехимическая отрасль находится на относительно ранней стадии развития, если сравнивать ее с мировыми лидерами. Одним из примеров подобной деятельности является запуск в Саудовской Аравии крупнейшего в мире нефтехимического комплекса Sadara (СП Saudi Aramco и Dow) из 26 интегрированных предприятий, общая мощность которых позволяет производить 3 млн тонн разных видов пластика и специальной химии в год. В то же время игроки из регионов, менее богатых ресурсами, усиливают свое конкурентное преимущество в сфере создания инновационных продуктов и теснее сотрудничают с потребителями, переходя к производству продукции более глубоких переделов. Например, один из крупнейших производителей специальной химической продукции Lanxess напрямую сотрудничает с автомобилестроительной компанией Skoda в области разработки легких материалов для компонентов автомобиля. В столь непростой мировой конъюнктуре российским нефтехимическим компаниям необходимо определить собственную оптимальную долгосрочную стратегию», — говорит Дмитрий Мордовенко. Ниже представляем основные выводы исследования, составленного на основе опроса руководители крупнейших нефтехимических предприятий. наибольший спрос на нефтехимическую продукцию ожидается в следующих отраслях: автомобилестроение, пищевая промышленность и строительство. Руководители российских нефтехимических компаний указывают на ряд угроз, способных повлиять на развитие нефтехимической отрасли России до 2030 г.: негибкое государственное регулирование; зависимость от импортного сырья, компонентов и технологий; недостаточное развитие кадрового и технологического потенциала и затрудненный доступ к капиталу. В числе ключевых аспектов меняющегося баланса сил в нефтехимической отрасли большинство представителей российских компаний называют активное развитие как спроса, так и предложения на азиатском рынке, который вызывает наибольший интерес у российских производителей нефтехимии как регион сбыта, несмотря на высокую ценовую конкуренцию. Респонденты особо выделяют рынок Китая, с которым многие компании активно сотрудничают в сфере сбыта и проработки возможностей создания производственных мощностей. При этом респонденты отмечают снижение конкурентоспособности и влияния европейских игроков в сегменте коммодитизированных продуктов. 54 % респондентов указывают на высокое влияние глобального развития инноваций и технологических прорывов. Среди основных проявлений данного мегатренда эксперты, представляющие мнение российских нефтехимических компаний так же, как и международные игроки, выделяют необходимость развития партнерств и совместных исследований компаний, что в первую очередь связано с высокой стоимостью подобных исследовательских проектов. В то же время российские руководители отмечают высокую зависимость своего бизнеса от импортных технологий, их высокую стоимость, а также проблемы, возникающие при интеграции зарубежных технологий и российского оборудования. Международные компании также уделяют большое внимание развитию технологий, в том числе альтернативным методам производства. Одним из таких примеров является производство олефинов из метанола, угля и дегидрогенизации пропана, которое, по прогнозам, к 2020 г. составит примерно 10 % от глобальных мощностей производства олефинов в сравнении с показателем примерно на уровне 6 % в 2015 г. Повышение экологичности производства было оценено участниками исследования в среднем на 3,4 балла из 5. Респонденты отмечают высокую стоимость реализации инициатив по данному направлению, а также отсутствие достаточного платежеспособного спроса. Для международных нефтехимических компаний данный тренд является наиболее актуальным: реализуется значительное число инициатив, направленных на разработку продукции из биоматериалов, а также на повышение энергетической эффективности производства и создание продукции, позволяющей сократить потребление энергии, например, легковесных пластиков для компонентов автомобилей и самолетов. Влияние мегатренда «Изменение предпочтений потребителей» руководители российских нефтехимических компаний оценили на 3,2 балла из 5. В рамках данного мегатренда респонденты выделяют смещение предпочтений потребителей в сторону более экологичной продукции, что они считают основным эффектом данного мегатренда. Более того, руководители отмечают увеличение спроса на кастомизированную нефтехимическую продукцию и решения и ожидают еще более значительный рост. В мире данный мегатренд оценивают очень высоко, и международные компании все активнее ориентируются в своей деятельности на индивидуальные запросы и потребности клиентов. Ярким примером кастомизации и адаптации производителей под требования своих потребителей является сотрудничество BASF и Adidas в рамках создания более пружинящих беговых кроссовок. В России более 40 % респондентов отмечают высокое влияние ускоренной урбанизации на российскую нефтехимическую отрасль, которая в среднем была оценена респондентами на 3,1 балла из 5. По их мнению, основными проявлениями данного мегатренда являются концентрация спроса и рост уровня жизни в мегагородах, а также строительство новых мегагородов, что ведет к повышению спроса на нефтехимическую продукцию, необходимую для развития инфраструктуры. С другой стороны, более половины участников опроса считают, что непосредственного влияния урбанизации на нефтехимическую промышленность нет. 42 % респондентов отметили высокое влияние роста численности населения в развивающихся странах на российскую нефтехимическую отрасль, которое в среднем было оценено на 2,9 балла из 5. Некоторые участники исследования заявили о том, что их компании проявляют особый интерес к Азии (особенно к Индии и Китаю), так как данные рынки являются наиболее емкими и обладают быстрорастущим спросом на конечные продукты, в производстве которых используется нефтехимия, например строительные материалы, пищевая упаковка и т. д. В то же время другие респонденты отмечают, что в первую очередь важен рост платежеспособного населения и увеличение доли среднего класса. В качестве примера респонденты упоминали Индию, где, несмотря на увеличение общего числа населения, спрос на нефтехимическую продукцию растет медленно. Международные компании умеренно оценивают влияние данного мегатренда, расширяя свое присутствие в развивающихся регионах, в том числе путем капитальных инвестиций в строительство производственных мощностей. Почти медианная оценка влияния глобализации бизнеса (2,7 балла из 5) является следствием расхожего видения перспектив развития российской нефтехимической отрасли руководителями компаний. Ряд представителей российского бизнеса определяет данный мегатренд как наименее значимый по двум основным причинам: во-первых, из-за уже состоявшейся в нефтехимической отрасли глобализации и отсутствия тенденций к расширению глобального присутствия у российских компаний, во-вторых, в связи с существующей интегрированностью российской нефтехимической отрасли в международное экономическое пространство. Более того, некоторые участники исследования говорят об обратной тенденции – локализации производства, создании торговых барьеров и преференций для внутренних производителей. Подобную политику, по мнению опрошенных руководителей, можно наблюдать в том числе в Китае и США. Другие респонденты, напротив, подчеркивают важное влияние глобализации на изменение российских технических стандартов и приведение их в соответствие с международными. 13 Мегатренд «Повышение среднего возраста населения в развитых странах», по мнению 38 % руководителей российских нефтехимических компаний, обладает высокой степенью влияния на российскую отрасль. Подобная важность для российской нефтехимической отрасли, как считают некоторые респонденты, объясняется большим количеством высококвалифицированных кадров предпенсионного или пенсионного возраста и нарастающим дефицитом кадров среднего управленческого звена от 30 до 40 лет, что в перспективе 5–10 лет может привести к отсутствию в штате опытных сотрудников, которые могли бы руководить производством и передавать знания младшим коллегам. Некоторые международные компании также уделяют внимание растущему количеству возрастных сотрудников. Так, например, компания Evonik внедрила программу Generation Pact, в рамках которой пожилые сотрудники должны оповестить руководство о своем желании выйти на пенсию за пять лет до своего предполагаемого ухода, что позволяет компании своевременно планировать изменения кадрового состава и нанимать новых специалистов. Мегатренд «Ограниченность природных ресурсов» обладает сильным влиянием на российскую нефтехимическую отрасль по мнению только четверти респондентов. Респонденты оценили данный мегатренд как наименее актуальный, что объясняется доступной сырьевой базой для российских нефтехимических компаний в рассматриваемой временной перспективе до 2030 г. Однако ряд респондентов отмечают, что в связи с особенностями таможенно- тарифной политики России в отношении продуктов нефтехимии конкурентоспособность российских компаний на фоне падения цен на нефть снизилась. В то же время для международных компаний данный мегатренд является важным и повсеместно учитывается при формировании стратегии. В долгосрочной перспективе международные компании учитывают фактор ограниченности ресурсов при принятии решений об инвестициях, например, в альтернативные источники сырья, такие как биоресурсы, а также в развитие технологий по повышению эффективности использования ресурсов и повторной переработке. Все больше внимания международные компании уделяют эффективности использования водных ресурсов и инвестируют в технологии по очистке воды. Какие эффекты ожидают российские руководители нефтехимических компаний от глобальных мегатрендов? В рамках мегатренда «Смена регионального баланса сил» 46 % респондентов указывают на взрывной рост спроса в Азии и ближневосточных странах. Участники исследования особенно выделяют рост сотрудничества с китайскими инвесторами и производителями и проявляют серьезный интерес к Китаю как к основному направлению для экспорта своей продукции. В то же время 40 % опрошенных отмечают снижение конкурентоспособности европейских игроков в коммодитизированных продуктах, что приводит к ориентации бизнеса игроков, осуществляющих свою деятельность в регионах с дорогой себестоимостью производства, в частности в странах Европы, на производство нефтехимической продукции более глубоких переделов. Более того, европейские производители уже не рассматриваются рядом российских руководителей как ключевые конкуренты российских нефтехимических компаний: по мнению большинства респондентов, основными игроками на рынке становятся производители из стран Юго-Восточной Азии и США. Главным эффектом мегатренда «Инновации и технологические прорывы» 69 % респондентов называют сотрудничество компаний в ходе проведения инновационных исследований и при разработке новых технологий. Руководители особенно подчеркнули, что компаниям становится выгоднее сотрудничать друг с другом в сфере инноваций в связи с растущей стоимостью исследований и новых разработок. Международные компании, в свою очередь, все чаще создают совместные предприятия, а также активно сотрудничают с университетами и ведущими международными исследовательскими центрами. 38 % участников исследования одновременно с этим отмечают важность диджитализации и автоматизации производственных процессов, которые в том числе ведут к повышению эффективности использования человеческого капитала. Среди возможных эффектов мегатренда «Повышение экологичности производства» 77 % опрошенных руководителей российских нефтехимических компаний указывают на необходимость повышения энергетической и ресурсной эффективности производства. Несмотря на текущую доступность ресурсной базы, по мнению респондентов, для устойчивого развития индустрии в будущем необходима модернизация производств. В то же время ряд опрошенных руководителей отмечают и затратные аспекты повышения экологичности производства, в том числе удорожание производства и ограничение экстенсивного роста отрасли из-за более жестких требований к строительству предприятий. 54 % опрошенных называют рост спроса на экологичную продукцию ключевым эффектом в рамках мегатренда «Изменение предпочтений потребителей». При этом четверть респондентов указывают на то, что данный эффект будет сохранять влияние на возможности расширения или изменения собственной продукции компаний респондентов до 2030 г. Руководители большинства предприятий уверены в том, что потребители со временем будут все более сознательно относиться к потребляемой продукции и обращать большее внимание на происхождение товара и возможность его дальнейшей переработки и/или повторного использования. В то же время около 10% опрошенных считают, что инициативы по повышению экологичности чаще вызваны ужесточением стандартов и регулирования со стороны государства, а не предпочтениями потребителей. Почти треть участников исследования отмечает рост спроса на индивидуальную продукцию и решения под запросы клиентов, что в первую очередь важно для компаний, производящих продукцию более глубоких переделов. Концентрация спроса в мегагородах является основным эффектом мегатренда «Ускоренная урбанизация» по мнению 77 % участников исследования. Респонденты считают, что увеличение числа мегагородов, а также численности городского населения требует развития инфраструктуры и как следствие роста инвестиций на инфраструктурные объекты, что в конечном счете приведет к росту спроса на продукцию нефтехимии. Каково влияние глобальных мегатрендов на потребительские индустрии? Исследователи узнали мнение представителей отрасли относительно возможностей развития конечных потребительских индустрий как в России, так и за рубежом. В первую очередь, хотелось выяснить, как, по мнению участников исследования, будет меняться спрос на российскую нефтехимическую продукцию в ряде отраслей в перспективе до 2030 г. По итогам опроса руководителей российских нефтехимических компаний были выделены пять наиболее перспективных потребительских отраслей нефтехимической продукции: автомобилестроение, медицина и здравоохранение, строительство, пищевая промышленность, авиастроение и космонавтика. В автомобилестроении, которое 92 % респондентов отметили как перспективное, новым продуктом, вызывающим спрос, являются термопластичные композиты и новые марки пластиков, которые позволяют сократить объемы потребляемой автомобилем энергии, что в свою очередь связано с развитием производства сложных композитных материалов и пластика, которые все активнее используются при конструировании автомобилей. На глобальном уровне в отрасли автомобилестроения наблюдается аналогичный тренд смещения спроса, в связи с чем международные компании создают инновационные продукты в тесном сотрудничестве с автомобилестроительными компаниями. Так, концерн BASF разработал для автомобиля Mercedes-Benz S-класса конструкцию пластмассовой поперечной балки в приводе заднего моста. Около 90 % респондентов ожидают рост спроса на нефтехимическую продукцию со стороны строительной отрасли. Компании, работающие в этой сфере, отмечают растущую потребность в более эргономичных материалах и замене традиционных материалов на нефтехимическую продукцию, в том числе на новые марки конструкционных пластиков, таких как поликарбонат. Наиболее вероятны изменения на рынке труб – как нефтегазовых, так и коммунальных, где все более значительную долю занимают полимерные трубы. Ряд опрошенных руководителей прогнозирует высокий спрос на полимерные трубы в ближайшие 5–10 лет в России на рынке ЖКХ, так как уже сегодня более половины инфраструктуры крайне изношено, а при достижении 80 %-ного уровня изношенности ключевым драйвером рынка станет увеличения числа аварийных ситуаций. Потребности глобального рынка строительной сферы под воздействием мегатрендов смещаются в сторону материалов, позволяющих сократить потребление энергии. Например, одной из недавних разработок компании Dow является пенополистирол, оптимизирующий потребление энергии и позволяющий сэкономить владельцам жилья порядка 30 % на отоплении и кондиционировании. 88 % респондентов прогнозируют дальнейший рост спроса на нефтехимическую продукцию в пищевой промышленности. Основными требованиями индустрии, по мнению респондентов, станут новые марки для пищевой упаковки с возможностью кастомизации, а также экологичность используемых материалов. Некоторые респонденты отмечают, что все бóльшую популярность будут набирать упаковки из переработанных материалов. В то же время за рубежом наряду с экологичностью упаковки значительное внимание уделяется инновационности продукции. На сегодняшний день одним из самых актуальных трендов в пищевой индустрии являются кастомизируемые «активные» упаковки. В авиастроении и космонавтике более 80 % российских компаний ожидают долгосрочный рост спроса на легкие и суперпрочные материалы, позволяющие повысить энергоэффективность самолетов. Международные компании уже сегодня активно сотрудничают с авиационными производителями, поставляя им инновационную продукцию. Например, Sabic занимается производством легких поликарбонатов для обшивки салона самолетов, а Toray напрямую работает с Boeing и разрабатывает специальное углеволокно для корпусов воздушных судов. 81 % опрошенных указывают на рост спроса на нефтехимическую продукцию в медицине и здравоохранении. В качестве одного из основных драйверов развития отрасли в России участники исследования называют локализацию синтеза и упаковки иностранных лекарств. Ряд руководителей ожидают в более отдаленной перспективе диджитализацию системы здравоохранения и рост использования удаленного мониторинга состояния пациентов. Данный тренд, в свою очередь, приведет, по их мнению, к увеличению количества носимых устройств, для производства которых необходимы легкие пластики. Международные нефтехимические компании реализуют большое количество инициатив по разработке продукции для очистки питьевой воды, так как ее нехватка является серьезной проблемой во многих регионах мира. Большинство российских нефтехимических компаний, по мнению респондентов, продолжат инвестировать в расширение существующих линий продуктов или планируют запустить производство других видов продукции в рамках сегмента базовой нефтехимии, таких как полипропилен, ЛПЭНП и т. д. При этом лишь небольшая доля респондентов планирует перейти к производству продуктов более глубоких переделов. Вероятно, это связано с отсутствием соответствующих технологий, необходимостью значительных инвестиций и серьезной конкуренцией со стороны иностранных игроков. В то же время около 70 % руководителей российских нефтехимических компаний заявляют о планах по повышению уровня кастомизации своей продукции и предоставлению дополнительных услуг в соответствии с потребностями клиентов, что является результатом роста конкуренции за потребителя. Порядка 18 % опрошенных руководителей компаний заявляют о своих планах инвестировать в инновационные разработки, улучшающие функциональные характеристики текущих продуктов. В числе прочего респонденты называют инвестиции в такие продукты, как перерабатываемые виды пластика и октаноповышающие присадки. Ключевыми отраслями применения нефтехимической продукции и соответственно инвестиционными направлениями компании видят автомобилестроение, пищевую промышленность и строительство. 23 Наиболее перспективные индустрии и их основные требования к нефтехимической продукции. 39 % респондентов указывают на то, что компании при стратегическом планировании ориентируются менее чем на пятилетний срок. Почти 46 % участников опроса сообщили нам о том, что компании рассматривают более долгосрочную перспективу планирования (от 5 до 10 лет). Долгосрочность планирования среди прочего также объясняется фактором длительной реализации инвестиционных проектов в нефтехимической отрасли (в среднем строительство предприятий или модернизация мощностей занимает около пяти лет). Лишь 15 % компаний планируют реализацию стратегических направлений развития на более чем десятилетний период. Согласно результатам опроса респондентов, при разработке стратегии 23 % российских компаний в полной мере учитывают влияние глобальных мегатрендов. 69 % респондентов включают мегатренды в стратегический анализ в некоторой мере (при этом прежде всего они обращают внимание на экономические и отраслевые тренды). Подобное отношение к учету влияния мегатрендов при стратегическом планировании в России может объясняться спецификой внутреннего рынка, Кем видят себя российские нефтехимические компании к 2030 г.? На вопрос о целевом видении положения своей компании к 2030 г. около 60 % респондентов ответили, что планируют продолжать производство базовой коммодитизированной продукции и при этом развивать функцию трейдинга. В то же время 69 % участников опроса указали на планируемое развитие производства кастомизированных нефтехимических продуктов. В целом в индустрии наблюдается тренд к постепенной специализации компаний, увеличению уровня кастомизации производимой продукции и постепенному переходу к производству продукции более глубоких переделов. При этом лишь 16 % компаний планируют выводить на рынок новые материалы или становиться интеграторами экосистем. Какие угрозы развития нефтехимической отрасли существуют в России? Почти четверть респондентов (23 %) отметили все перечисленные угрозы как основные для российской нефтехимической отрасли. Отмечая вариант «Государственное регулирование», 69 % опрошенных указывают на негибкую и одновременно неопределенную политику государства в отношении нефтехимической отрасли. По их мнению, у государства отсутствует долгосрочное понимание стратегии развития этой сферы. При этом существует программа развития отрасли до 2030 г., которая, по мнению некоторых респондентов, не реализуется в полной мере. Однако другие участники опроса (31 %) отмечают, что государственное регулирование не является угрозой для нефтехимической отрасли и создает комфортные условия для развития компаний. У 67 % участников опроса вызывают обеспокоенность зависимость от импортного сырья, компонентов, технологий и их закупка по завышенным ценам из-за рубежа. Более того, часть респондентов ссылаются на трудную интеграцию зарубежного оборудования и российских технологий из-за отсутствия соответствующей инженерной поддержки со стороны производителя и слаборазвитых инженерных компетенций в России в нефтехимической отрасли. Затрудненный доступ к капиталу беспокоит 63 % респондентов, которые отмечают проблему роста процентных ставок и сокращения кредитования со стороны зарубежных банков после введения санкций и видят в этом угрозу развития. 62 % респондентов называют недостаточное развитие кадрового и технологического потенциала очень серьезной угрозой развития российской нефтехимической отрасли, в особенности в перспективе 5–10 лет. Кадровую проблему связывают с преобладающим количеством сотрудников предпенсионного и/или пенсионного возраста и слабой заинтересованностью молодого поколения в работе на производстве, что уже выражается в дефиците квалифицированного кадрового состава. Для четверти участников исследования полное отсутствие конкурентных преимуществ на внешних рынках в высокомаржинальных продуктовых сегментах на текущий момент является значимой угрозой развития российской нефтехимической отрасли в долгосрочной перспективе. Остальные 75 % респондентов Методология Настоящее издание представляет результаты уникального для России исследования перспектив развития нефтехимической отрасли. В этой публикации отражены мнения широкого круга экспертов – руководителей нефтехимических компаний России. Данное исследование является первым шагом на пути изучения вопроса особенностей стратегического планирования в нефтехимической отрасли, а именно: степени важности влияния глобальных мегатрендов на отрасль и особенностей их учета руководством компаний при формировании стратегий развития компаний. В нашу общую выборку для проведения опроса были включены крупнейшие нефтехимические компании России. Большинство компаний – более 80 % – являются производителями базовой нефтехимии, немногим менее 20 % компаний – это производители специальной нефтехимической продукции. Мы обратились к руководителям большинства компаний из генеральной выборки с просьбой принять участие в опросе. Нашими респондентами являются сотрудники, занимающие должности на уровне высшего руководства, директоров или начальников департаментов. 58 % – руководители компаний 42 % – руководители департаментов или бизнес-подразделений Дополнительные источники исследования: Источники Сторонние исследования Отчет ICIS 2025: The Petrochemical Odyssey, 2016. НИИТЭХИМ. Химическая и нефтехимическая промышленность в условиях кризиса российской экономики. Импортозамещение как драйвер инновационного развития отрасли // Российский нефтегазохимический форум, Уфа, 2016. Вагин С. Г., Малышева Е. А., Николаева К. С., Головко О. И. Инновационные возможности нефтехимической отрасли, 2015 URL: http://law-journal.ru/files/pdf/201511/201511_115.p Отчеты и сайты компаний BASF, Dow, Sabic, Ineos, Group Holdings, Exxon Mobil Chemical, LyondellBasell Industries, DuPont, Akzo Nobel, Toray, Evonik Industries, Braskem, Reliance industries, Lotte Chemical, Chevron Phillips Chemical, Lanxess, Borealis, S Кроме того, с прогнозом газоснабжения в Европе, можно ознакомиться здесь
|
Всего комментариев: 0 | |