Авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Energy, составили график изменений розничных цен на бензин за последние 13 лет. Ученые проанализировали результаты по 157 странам, ответственным за 98% от общемировых выбросов парниковых газов. Выяснилось, что средний налог на бензин снизился на 13% с 2003 года, что способствовало увеличению спроса на топливо.
По данным исследования, сократили налог лишь в трети изученных стран, однако этого оказалось достаточно, чтобы повлиять на общие результаты. На собранную статистику в значительной мере повлияли данные по главным экспортерам нефти: Нигерии, Алжиру, Анголе и нескольким государствам Персидского залива. Более того, даже в США, где налог считается высоким, в последний раз его поднимали лишь в 1993 году. При этом страна остается крупнейшим потребителем нефти.
Исследователи обратили внимание на то, что топливная политика многих стран не соответствует их климатическим обязательствам по Парижскому соглашению. Некоторые государства провозглашают реформы, но потом не могут их осуществить. "Мы движемся в ложном направлении", - отметил главный автор работы Майкл Росс, профессор Калифорнийского университета.
В рамках Парижского соглашения по климату 196 государств обещали сделать все, чтобы сдержать рост средней температуры на Земле в пределах двух градусов Цельсия. По словам исследователей, единственный способ добиться цели - как можно скорее перейти на чистую энергетику. При этом способствовать переходу будут сокращение субсидий на ископаемые виды топлива и введение поощрений за отказ от их использования.
Субсидии на ископаемое топливо продолжают оставаться очень большими. В 2015 году, согласно отчетам МВФ, государства выделили $333 млрд (€315 млрд) на потребительские субсидии.
Выяснить, сколько государства тратили на бензин каждый месяц с 2003 года, было непросто. "Налоги и субсидии часто косвенные или скрыты в бюджетах государственных предприятий", - отметил Майкл Росс.
В России акцизы на горючее стабильно растут. С апреля 2016 года косвенный налог на бензин увеличился на 2 рубля за литр, на дизель - на 1 рубль. Однако изменение стоимости не связано с климатическими обязательствами. По данным аналитиков VYGON Consulting, основная причина высоких налогов - снижение спроса на автомобили из-за обеднения населения и девальвации рубля в 2014-2015 годы.
ТАСС
|