Низкие цены на нефть повлияли на рыночную стоимость крупных индийских НПЗ, контролируемых государством, которая почти удвоилась, усилив их позиции по отношению к остальным игрокам этого сектора, от Китая до США. Вопросом об устойчивости экономического роста в Индии задается агентство Bloomberg. Более десяти лет компании были вынуждены продавать большие объемы топлива, прежде всего дизеля, ниже себестоимости – правительственные субсидии помогали держать на низком уровне и цены на энергию, и инфляцию. Перенасыщенность нефтерынка позволила правительству Индии в октябре отпустить цены, процесс роста котировок ускорился. У НПЗ корпорации Hindustan Petroleun они сейчас самые выгодные в мире: рост на 131% на 24 декабря по отношению к прошлому году. У двух других крупных госкомпаний Indian Oil и Bharat Petroleum тоже неплохой подъем – до 53% и 84% соответственно. «Свободные цены на топливо означают для индийских НПЗ и непосредственное, и долгосрочное влияние. Это улучшает положение с ликвидностью и дает ощущение большей гибкости», — заявил финансовый директор корпорации Indian Oil Арун Кумар Шарма.
Во всем мире НПЗ больше выиграли от спада цен, чем другие направления энергетики, по причине более низких производственных затрат в сравнении хотя бы с разведкой нефти: «Роснефть» потеряла в этом году около половины своей стоимости, а крупнейшая в мире по рыночной капитализации Exxon Mobil – около 7,3%. Китайские НПЗ, находящиеся под ценовым контролем государства, оказались в ином положении. Рейтинг у China Petroleum сейчас самый низкий за 6 лет, а у PetroChina, крупнейшей нефтяной компании в Азии, – самый худший за последние 18 месяцев. Крупнейшие экономики Азии имеют теперь глобальные отличия. Перед Индией открываются перспективы экономического роста, тогда как в Китае он замедляется. Что же касается НПЗ, то многие инвесторы и аналитики считают, что ими уже исчерпан главный импульс капитализации, исходивший от политики правительства. «Новых триггеров, которые могли бы перевести это на следующий уровень, нет. Для котировок нет непосредственных и краткосрочных катализаторов, а некоторые из ныне существующих подвержены другим рискам», — считает управляющий директор инвестиционной компании Ambit Investment Advisors в Мумбае Вайбхав Сангхави.
«Тест на проверку своего курса правительство Моди пройдет тогда, когда цены на нефть начнут откатываться в обратную сторону. Все зависит от давления на бюджет – и политика, и цены на нефть. У нас нет примера, показывающего, что рывок экономики при благоприятных условиях, как при нынешней нефти, продолжается и потом», — заявил управляющий инвестиционным фондом Angel Brooking, находящегося в Мамбае, П. Фани Секхар. Цены на нефть в следующем году поднимутся до 77 долларов за баррель, а в 2016 – до 85 долларов, считают аналитики агентства Bloomberg.
|