Обесценивание рубля оказало более негативное влияние на состояние европейского бизнеса в РФ, чем западные санкции и российский ответ на них. Такие выводы содержатся в исследовании «Стратегии и перспективы европейских компаний в России», проведенном .
Это исследование, которое основано на подробных опросах менеджеров компаний, входящих в АЕБ и работающих в России, проводилось в восьмой раз. В нынешнем году опросы проводились в марте-апреле. В них приняли участие представители 108 компаний. Исследование-2015, в отличие от предшествующих, дополнилось вопросами о западных санкциях против России, ответном продуктовом эмбарго, девальвации рубля и влиянии различных международных рейтингов на бизнес.
В результате только 5% опрошенных руководителей компаний отметили, что непосредственно подпали под действие санкций ЕС и США, 16% фирм они коснулись лишь частично. При этом 70% всех опрошенных сообщили об их негативном влиянии на дела.
Ответными российскими мерами напрямую были затронуты 2% компаний, частично — 7%. Отрицательный эффект от контрсанкций ощутили 38% всех компаний.
А вот негативное влияние на бизнес девальвации рубля признали 81% опрошенных европейских компаний.
Естественно, стали более пессимистичными и прогнозы предпринимателей из Европы. На фоне экономического кризиса в России и конфликта на Украине они ожидают увеличения сроков окупаемости вложений и прогнозируют дальнейшее снижение объемов инвестиций. Комплексный индекс АЕБ — GfK, отражающий настрой европейских предпринимателей в отношении бизнеса в нашей стране, снизился по сравнению с 2014 годом на 9 пунктов и составил 106 баллов из 200 возможных. Для сравнения в 2013 году этот показатель был равен 144, в 2012 году — 159 пунктам.
Тем не менее более половины (55%) опрошенных топ-менеджеров европейских фирм утверждают, что оборот их компаний за прошедший год вырос. Однако в 2014 году таких было 69%, а в 2013-м — 78%.
Сократилось количество компаний, ожидающих роста оборота в ближайшие три года. В 2015-м в рост бизнеса верят 55% компаний против 72% в прошлом году. Европейские предприниматели пересматривают свои оценки по срокам достижения безубыточности и возврата инвестиций в России. Доля тех, кто считает, что сроки окупаемости составят 1-3 года, снизилась с 56% в 2014 году до 49% в 2015 году. Доля тех, кто считает, что выход «в ноль» займет до 4-5 лет, выросла до 25% с 15%.
В 2015 году рекордно высокое количество участников исследования ожидают снижения инвестиционной активности. Что касается ближайших 2-3 лет, то представители 39% опрошенных компаний ожидают уменьшения объемов иностранных вложений в Россию. Доля тех, кто считает, что инвестиции в нашу экономику будут расти, снижается из года в год (2012 году — 70%, 2013 — 59%, 2014 — 31%, 2015 — 23%).
Среди основных препятствий для развития бизнеса в России европейские компании по-прежнему называют нормативные ограничения и отсутствие квалифицированного персонала. Хотя, судя по опросу, с этим стало несколько лучше, чем год назад. Заметное ухудшение произошло по такому показателю, как надежность цепочек поставок. На ее недостаток в 2015 году указали 26% опрошенных против 18% в 2014-м.
«Создается впечатление, что после шока весны прошлого года и связанных с ним негативных ожиданий европейский бизнес приспосабливается к новым трудным условиям работы в России», — считает гендиректор GfK в России Александр Демидов.
«Безусловно, 2014 год стал сложным для европейских предпринимателей в России, но компании быстро адаптировались к новым «правилам игры», начали выстраивать стратегии развития бизнеса, в том числе опираясь на локализацию производства», — отметил гендиректор АЕБ Франк Шауфф.
Несмотря на довольно существенное ухудшение ряда показателей и снижение ожиданий роста ВВП России в ближайшее время (1-2 года), в более долгосрочной перспективе (6-10 лет) 73% участников исследования рассчитывают на уверенный экономический подъем нашей страны.
|